Скачайте шаблоны таблиц для домашних экспериментов!

«Что будет, если?..» — с этого вопроса в детской голове обычно начинается план очередной проказы, шалости – одним словом, эксперимента. Вы же знаете, что всё это не со зла:

  • Ни целая пачка молотого перца, которую четырёхлетка под шумок высыпал в борщ.
  • Ни жуткое зелье из йода, зелёнки и жидкого мыла, что оказалось в раковине к вашему приходу.
  • Ни кактус, политый смесью воды и гуаши цвета «ультрамарин».

Каждая такая «выходка» — ради науки. Помним это и дышим глубже, отмывая раковину. Не дышится? Тогда пробуем сделать процесс исследования мира более организованным с помощью таблиц для фиксации результатов. Ребёнок постепенно усвоит: для проведения настоящего эксперимента нужно воспользоваться таблицей. И с её помощью, по крайней мере, отчитается вам, что пузыристая зеленка и синие кактусы — это первый шаг к его Нобелевской премии.

Хотя главная ценность записи результатов, конечно, не в этом. Когда ребёнок фиксирует процесс, переменные и постоянные условия, он видит целостную картину и воспринимает эксперимент системно, а не как набор случайных красивых эффектов: «Налил-смешал-забулькало-классно!» То есть, наши таблички будут связующим звеном между игрой и наукой. Мы подготовили три бланка таких таблиц, написали к ним пояснения и примеры использования на практике.

В наборе, который хранится по этой ссылке — 3 таблички в формате pdf. Скачайте их одним архивом и распечатывайте, когда будет нужно.

Таблица 1. «Универсальная для эксперимента с единым результатом»

В шапку впишите название опыта, в первый столбик – используемые реактивы и оборудование. Во второй — результат. А ещё лучше – дублируйте запись картинкой или сразу зарисовывайте, если ваш маленький научный сотрудник ещё не умеет или не очень любит писать.

 

Пример:

Эксперимент «Невесомость»

Сливаем в высокий стеклянный сосуд воду, растительное масло и спирт. На границе воды и спирта масло собирается в шарообразную форму. Подробно об этом эксперименте – здесь.

Таблица 2. «Сравнительная»

В шапку впишите название эксперимента. В первый столбик – постоянные реактивы и оборудование. Вписали (зарисовали их) один раз – и достаточно. Во второй – тот реактив, который будет меняться по условию опыта. В третий – результат после каждого изменённого условия.

 

Пример:

Эксперимент «Пышное тесто».

Проверяем, какой компонент поднимет тесто выше: дрожжи или разрыхлитель.

В двух стаканах готовим тесто из одинакового количества муки и воды. Исходную высоту «столба» теста замеряем. В один стакан добавляем дрожжи, в другой – разрыхлитель для теста. Засекаем время. Замеряем высоту столба через минуту и через 10 минут.

Таблица 3. «Положительный и отрицательный результат при исследовании объектов»

В шапку таблицы впишите название эксперимента. В строки первого столбика – исследуемые объекты. В строках второго столбика ставьте галочку, если достигли результата, назначенного положительным. В строках третьего столбика – галочки при отрицательном результате.

Пример:

Эксперимент «Йод – индикатор для крахмала».

Выбираем шесть разных продуктов, которые будем тестировать на наличие крахмала. Капаем на каждый из них водный раствор йода. В таблице отмечаем, в каких продуктах крахмал проявился, в каких  – нет.

На курсе химии и физики в Эколаборатории ребята зарисовывают и записывают результаты опытов в печатные тетради, разработанные специально для наших занятий. Кроме этого, в тетрадях дети делают «конспекты» занятий: вписывают слова, раскрашивают, дорисовывают и зарисовывают «с нуля» картинки по темам уроков. По окончании курса тетрадь со схемами проведения опытов остаётся у вас. А значит, ребёнок сможет повторять все исследования дома.

Друзья, если у вас будут какие-то пожелания к нашим шаблонам (что-то показалось не совсем удобным, нужен вариант таблички-заготовки, который мы не разработали) – пишите в личные сообщения в соцсетях

ВКонтакте 

Facebook

Instagram

или в комментариях к этой статье. Обратная связь от вас поможет сделать материалы ещё полезнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Детская ЭкоЛаборатория в Минске // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru