Путеводитель по эпохе перемен. Методичка для неравнодушных родителей

Предисловие от 25.04.2020

Эту статью-лонгрид мы собрали из серии постов, которые выпускали в соцсетях под тегом #эколаб_человекбудущего. В статью вошли:

  • Миниобзор способов обучения.
  • Тест «Готовы ли вы сами жить в новом мире».
  • Антисписок «Как надо делать, чтобы усложнить  ребёнку жизнь в будущем».
  • Пошаговый гид по развитию любознательности и креативности.
  • Список тактичных действий по профориентации младшего и среднего школьного возраста.

Упорядочили списки, разнесли по разделам: теперь материалами удобно пользоваться. А пользоваться – самое время! Видите же, что вокруг происходит? Мы, когда писали серию этих постов, и предположить не могли, что перемены настанут так быстро. Зато стало еще очевиднее, что жизнь требует большого умения адаптироваться. А за этим умением: за гибкостью, творческим подходом, желанием глубоко изучить и критически осмыслить то, что происходит вокруг – за ним всегда приходят спокойствие, уверенность в себе. И формируется внутренний стержень, который во все времена помогал проживать перемены, а теперь, когда они ускорились – и подавно поможет.

Мир будущего – каким ему быть?

Чтобы говорить о том, как растить человека будущего, нужно приблизительно представить, в каком мире будут жить наши дети. Известный бизнесмен Аркадий Цукер в своём выступлении утверждал, что дети всегда играют в игры, которые несколько опережают своё время. То есть, чувствуют будущее и готовятся к нему. После войны ребята играли в военных, во врачей или учителей – в тех, кем им предстояло стать, чтобы восстанавливать мир. Во что играют дети сейчас? В планшет? Вы не совсем правы). С гаджетами всё не столь однозначно, мы поговорим об этом позже. А играют нынешние дети в науку — в широком смысле этого слова. Они изобретают космические корабли, сыворотки и лекарства, скрещивают невообразимые растения и животных.

Ребёнок предчувствует перемены, а исследования подтверждают их. Московская школа управления Сколково и Агентство стратегических инициатив проанализировали нынешний рынок труда, состояние науки и техники. И составили список популярных профессий будущего. Около 136 из них пока ещё не существуют. Не слышали мы пока про IT-медика, экоаналитика в строительстве или биоэтика.

Второе исследование от Microsoft и агентства The future laboratory пошло ещё дальше. Через 10 лет они обещают нам вакансии «Дизайнер виртуальной среды обитания» или «Адвокат по робоэтике». Легко ли вам представить, что через не такое уж долгое время нам понадобится защищать права роботов (или свои права от роботов)? Или выбирать себе VR-диванчик? Выглядит, как кадры из фантастического фильма! Но случай с роботом-обидчиком уже произошёл, да и виртуальный мир всё больше притягивает нас. Возможно, к тому моменту, как ваш десятилетка получит образование и станет специалистом, эти профессии станут реальностью.

Мы привели в пример несколько профессий. Самим удивительно их называть, но их не фантасты придумали, а спрогнозировали специалисты из Сколково и Майкрософта, исследования были официальными. Впрочем, «машина» новых технологий так мчит, что аж покрышки стираются на колёсах.

Например, кто из вас 10 лет назад глядел в VR-очки? Вы могли и не слышать про них. Сейчас этот девайс у всех на слуху. А в скором времени людям может понадобиться дизайнер виртуальной среды. Такая среда станет удобным местом встречи для участников международных проектов. Скажем, нужно провести конференцию – отлично, встречаемся в виртуальной реальности. Так проще наладить психологический контакт, чем по видеосвязи. И транспортные расходы на перелёт не нужны. Но, чтобы людям было проще адаптироваться в такой среде, надо сделать её максимально похожей на настоящую реальность. Например, добавить деревьев. Людям свойственно сидеть под деревьями, ходить вокруг них. Дизайнер виртуальной среды «посадит» реалистичные берёзки и липы.

Или «инженер по восстановлению окружающей среды» — вроде всё ясно, человечество постоянно разрушает какую-то часть этой среды, экологи и нынче активно занимаются её «лечением». Но в будущем планируется воссоздать утраченные виды растений и животных, населить ими землю. «Звучит правдоподобно» — подтверждает овечка Долли. Возможно, повидаем на нашем веку гигантскую морскую корову или дерево святой Елены.

«Адвокат по робоэтике»  — это и вовсе экзотично. Пока что. Три закона робототехники вывел писатель-фантаст Айзек Азимов ещё в 1941 году. Первый, главный: «Робот не может причинить вред человеку». Ох, как это неправдоподобно звучало в тот год, когда вред человеку масштабно и методично причинял другой человек.

Но не прошло и ста лет, как земляне заговорили о совсем не фантастической опасности, которая может исходить от роботов. Об этой угрозе предупредил изобретатель из Калифорнийского университета в Беркли Александр Ребен. Этот добрейший учёный, автор музыкальной шкатулки на солнечных батареях, специалист по «умным» массажёрам для головы, взял да собрал злюку-машину. Подашь ей палец, а она – раз – и уколет его! Если захочет… А, может, и пощадит. То есть периодичность её «агрессии» не запрограммирована. Работает эдакий «генератор случайных действий»: хочу — казню, хочу — милую.

По мнению учёного, такой робот намекает человечеству, что пора бы уже позаботиться о своей безопасности, прежде чем наделять интеллектом все железяки вокруг. Научный мир бунтует: «Что ж ты, Ребен, первый начал вредных роботов мастерить?!» А исследования Microsoft и школа управления Сколково обещают, что адвокат по робоэтике будет востребованной профессией к 2030 году.  Друзья, всего десяток лет пройдёт – и мы будем выяснять отношения с машинами и их создателями на юридическом уровне!

Как же нам и нашим детям прижиться и стать успешными и счастливыми в новом мире с такими странностями? («Странности уже начались!» — добавляем мы из апреля 2020 года). Для этого нам понадобятся два качества: любознательность и креативность. Выше мы рассмотрели несколько профессий, которые обещают быть востребованными лет через 5–10. Что объединяет эти профессии? Все они находятся на стыке трёх и более специальностей. Например, инфостилист должен разбираться в психологии, социологии, журналистике и IT-сфере. Вот и пригодятся два надпрофессиональных качества, чтобы успешно сочетать столько направлений разом.

«С качествами ясно», — скажете вы, — «но где и чему учить детей уже сейчас, чтобы не отстать от жизни, раз она так быстро меняется?» Давайте разберёмся:

1. Государственная школа. Здесь учебники утверждены Министерством образования. Здесь ребёнку дадут необходимые базовые знания, сформируют взгляд на вещи и сориентируют идеологически. Хотите узнать, какие специалисты будут нужны государству – проанализируйте школьные учебники.

2. Частная школа. Программы здесь в основном те же, что в государственных. Но методики передачи знаний педагоги выбирают более вольно.

3. Семейное обучение. Тут всё зависит от родительской инициативы. Способов организовать учебный процесс — множество. Учим сами, нанимаем педагогов или собираем семейные классы. Изучаем государственную программу в удобном темпе, дополняя её своими находками или уходим на полный анскулинг и ориентируемся на познавательные запросы ребёнка.

4. Учёба за рубежом. Если вы с ребёнком рассматриваете трудоустройство за границей, этот вариант надо иметь в виду, потому что различия порой сильны. Например, в финских школах на первом месте – практические навыки, там не принято пугать неуспевающих: «Дворником станешь!», потому что все профессии важны.

Тест «Готовы ли вы жить в новом мире?»

В этой статье мы говорим, в первую очередь, о детях. Но кто покажет им направление, в котором двигаться? Мы, конечно. Поэтому воспитание человека будущего надо начинать с себя. Мысленно ставьте галочку возле каждого навыка, который «про вас».

1.Системное мышление.
Вы видите целостную картину и раскладываете её на составляющие (классифицируете, систематизируете). Вам понятны взаимосвязи разных процессов и сходства разных систем. Ну, сумеете, скажем, объяснить ребёнку, что такое «государство» на примере собственной семьи?

2.Экологическое мышление.
Сортировка мусора, многоразовые сумки – это для вас не тренд, а способ проявить сочувствие ко всему живому на Земле. Главное — понимать, что человек и все остальные формы жизни тесно связаны друг с другом. Посильно заботясь о них, мы заботимся о себе.

3. Навык общения с IT, искусственным интеллектом.
Не факт, что вы на досуге (или на работе) собираете роботов или программируете. Важно желание разобраться в технологиях, которые занимают всё больше места в жизни. «От этих гаджетов одни беды!» — не про вас. Но и надеждой, что электроника заменит всё на свете, вы себя не тешите. Мы ещё поговорим, как прийти и привести своих детей к этому разумному балансу.

4. Работа в условиях неопределённости.
Когда в жизнь врываются непредвиденные обстоятельства, вы говорите: «Круто! Сейчас как проявлю свои творческие способности!» Иными словами, вы достаточно стрессоустойчивы, чтобы совершать открытия под внезапным проливным дождём среди чащи.

5.Межотраслевая коммуникация.
Вы хорошо представляете себе, как можно применить в своей работе знания из других отраслей. Готовы при случае освоить смежную специальность или придумать проект вместе с другом-программистом, сестрой-мыловаркой и соседом-молекулярным генетиком.

6. Клиентоориентированность и работа с людьми.
«Почему этот человек поступает так, а не иначе? Что я могу сделать, чтобы он понял меня?» Эти вопросы – ваши рабочие инструменты? Тогда вы понимаете, для чего нужен навык № 6.

7.Управление проектами.
«Какие проекты, я мама в декрете?» — скажет кто-то. Но если вас спрашивают: «А как ты успела за один месяц поучаствовать в фестивале рукодельниц, подготовить ребёнка к конкурсу и отремонтировать кухню», то рулить проектами вы однозначно можете. И в будущем не пропадёте!

8.Мультикультурность, мультиязычность.
Вам интересно узнать, как живут люди в соседнем городе, и за океаном. Вы, наконец, решили освоить испанский, до которого не могли добраться в предыдущие 15–20 лет (а так хотелось). Кстати, прогнозы говорят, что для наших детей знание 2–3 языков будет уже не преимуществом, а нормой.

6 главных врагов человека будущего или «Как надо делать, чтобы усложнить  ребёнку жизнь в новом мире»

Кто эти враги? Восставшие роботы? Инопланетяне? На деле всё куда приземленнее. Есть навыки, обладая которыми наши дети через 10 лет будут востребованными специалистами в любой профессии. Есть базовые направления, в которых мы начнём развивать ребёнка с первого дня его жизни – и на этой базе потом надстроятся нужные навыки. А есть «враги», которые мешают нам двигаться в этих направлениях.

Направление: физическое развитие.

Враг: «Не лезь – упадёшь!»

Каждое движение ребёнка формирует в его мозгу новые нейронные связи. А кроме того, подкрепляет любознательность — ребёнок исследует собственные возможности: «Через лужу перепрыгну?», «А на лесенку поднимусь?». Поэтому глубокий вдох и…задерживаем в себе тревожное «Упадёшь!», находимся рядом и страхуем, воспитывая в малыше чувство уверенности.

Направление: сенсорное развитие.

 Враг: «Брось каку!»

Сенсорика – это всё, что связано с развитием органов чувств. У вас есть целый контейнер книжек-шуршалок и пупырчатых мячиков. Но заманчивее оказывается мягкая грязь во дворе или шершавая автопокрышка. И это – такой же, а то и более ценный чувственный опыт, какой дают заводские игрушки. Грустно слышать на детской площадке: «Брось, это кака!» — если речь не о настоящем собачьем «сюрпризе». Каждое такое замечание бьёт по исследовательскому интересу, а, возможно, и по будущей профессии. Пойдёт ли в медицину человек со встроенной неприязнью к «каке», даже если остальные качества располагают ко врачебной карьере?

Направление развития:тесный контакт с мамой.

Враг: «Боязнь перелюбить»

Увы, некоторые представители старшего поколения (не все, к счастью) уверены, что нельзя много обнимать и целовать детей, особенно мальчиков. «Разбалуется», «Неженкой будет», «Мужиком не вырастет». Слышали такое? Не верьте. Почаще целуйте и тискайте малыша. Мозгу легче развивать интеллект и творческие способности, когда ребёнок уверен, что его любят. Иначе включаются отделы, что отвечают за безопасность и обрабатывают отрицательные эмоции, а ученье и творчество отходят на второй план.

Направление развития: материаловедение.

Враг: избыток игрушек.

Представьте, попал малышу в ручки кусок ткани. Сомнёшь его – расправляется! Подёргаешь – не рвётся, в воду кинешь – намок, потяжелел. А ещё можно в горлышко бутылки пропихнуть. Вы замечали, как дети превращают в игрушку любой материал, какой попадёт в руки? Ваша задача – предлагать ребёнку новые материалы, называть ощущения, которые он испытывает, помогать с первыми выводами: «Мука – сухая, она сыплется. А тесто влажное, липкое, тянется». Это куда полезнее для развития любознательности, сенсорики, глазомера, фантазии и речи, чем гора фабричных игрушек.

Направление: общение.

Враг: неправильная организация общения.

Конечно, малышу до года достаточно компании родственников. Но на втором году дети начинают интересоваться сверстниками. Наблюдают, пытаются потрогать, а там недалеко и до совместного наполнения ведёрка песком. Случаются и первые конфликты: не поделили машинку, кто-то просто не настроен общаться. Ваша забота – контролировать ситуацию. И контроль должен быть:

  • Позитивным – не занимаем позицию: «Мой ребёнок – ангел, а все вокруг – разбойники малолетние!». У этой медали есть и обратная сторона, когда мама стыдит малыша за жадность, если тот не намерен раздавать свои игрушки всем товарищам по песочнице. Со временем вы поможете ребёнку нащупать «водораздел» между щедростью и нарушением границ.
  • Не тотальным – выключите в себе «аниматора», если дети сами нашли занятие. Даже «несодержательное» на взрослый взгляд.
  • Своевременным – если видите, что обстановка накаляется, пора подключаться. Драка совочками – это издержки социализации, но кто, если не мы, покажет, как решать вопросы мирным путём?

Технологии будущего и человек будущего: место гаджетов в жизни ребёнка.

«А мой уже в годик сам находил «Ютуб» в смартфоне и «Лунтика» себе включал!»  — хвастается чья-нибудь мамочка на площадке. Ладно, не «Лунтика», а приложения-развивалки. Чего плохого-то? Этим детям всё равно предстоит «цифровая жизнь», пускай с малолетства привыкают ориентироваться в ней.

Однако есть причины, по которым гаджет в руках ребёнка до 3–5 лет помешает воспитать в нём жизненно важные качества. Мы вывели список этих причин с опорой на исследования психотерапевта Андрея Курпатова и детского психолога Юлии Гиппенрейтер.

1.Быстрая смена картинок ухудшает концентрацию внимания. А фундамент этой концентрации закладывается именно до 3 лет. В будущем такие дети легко отвлекаются от поставленной задачи, плохо ладят с кропотливым, системным подходом. Психиатры уже сейчас отмечают рост количества детей с синдромом дефицита внимания и даже ввели термин «цифровое слабоумие».

2. Гаджет мгновенно реагирует на запрос. Нажал, пролистнул – сработало. В нецифровой жизни реакция на действие ребёнка может быть постепенной, отложенной: будь то вдумчивый ответ собеседника или желанный результат от внедрения новых привычек. Человеку, воспитанному на быстрой обратной связи, труднее проектировать своё будущее. А ещё – так хочется обидеться на жизнь, которая не даёт «всё и сразу»!

3.Возникает зависимость от дешёвого дофамина. Организм человека вырабатывает это вещество в ответ на положительные эмоции. Малыш включает мультик за мультиком подряд, и мозг тут же выдаёт порцию дофамина. А значит, для радости проще тыкать в экран, чем выдумать себе развлекуху из пластмассового тазика и маминой расчёски. Фантазии в таких условиях места нет, а вот зависимости от быстрого удовольствия – есть.

4. Создаётся дефицит движений. Все понимают — для физического развития это вредно. Но для любознательности и здоровой психики – не менее. Когда малыш видит сам: камень тонет в воде, а пёрышко – плавает, он понимает, что произошло и изучает устройство мира на практике. Видя то же самое на экране, он задействует только зрительный канал восприятия, не формирует трёхмерной модели происходящего, не улавливает причин и взаимосвязей. А из-за этого системному мышлению труднее зарождаться. Если же гаджет показывает не умную «развивалку», а мультфильм с прыжками и погоней, то хочется побежать вместе с персонажем…но никак! Эмоции не переходят в действия, накапливается и не воплощается желание двигаться. Как результат — гиперактивность детей, которым нужно куда-то деть нереализованную «удаль молодецкую».

Так кто же ты, гаджет – враг или друг для человека будущего? А это смотря как подойти. Лучше – так:

До 3–5 лет не спешить с этой «дружбой».
После 5 — допустить до экрана, но не более, чем на 15 минут.
После 7–8 – не более часа.

Всё это — с условием, что мультики – только качественные в плане сценария и картинки. А прочие «цифровые» занятия имеют цель и смысл. Можно научить ребёнка пользоваться видео- или графическим редактором, показать приложение-определитель растений, разобраться, чем содержательный блог отличается от «мусорного» и как самому вести правильный. Так что культуру общения с цифровым миром, как и любую другую культуру, надо воспитывать и в детях, и в себе. Тогда «тотальная цифровизация» перестанет пугать своей неизбежностью.

После трёх ещё не поздно?!

Мы поговорили о развитии любознательности и креативности в ребёнке от 0 до 3 лет. А как развивать эти качества, если три уже исполнилось? Вот четыре направления, в которых нам с детьми следует двигаться.

1. Мышление учёного.
Смысл его в том, чтобы ребёнок не получал от вас готовых ответов на вопросы. Он приходит не взять готовое, а поделиться актуальным. Спрашивает, например: «Можно ли засосать облако пылесосом?» Ответьте: «А как ты думаешь сам?» И здесь начинается поиск. В поиске ответа можно помочь: задать наводящие вопросы («Подумай, из чего сделаны облака? А как работает пылесос?»), подсказать, в каких книгах есть нужная информация, какие эксперименты можно провести, чтобы найти ответ (Можете хоть пар из чайника пылесосом втягивать). Здесь хорошо работают ТРИЗ-технологии, но им нужно посвящать отдельный пост с обзором литературы по теме.

Кроме поискового компонента для мышления учёного важен ещё критический. Учёный будет во всём сомневаться, перепроверять, искать собственные решения. Критическое мышление пригодится и в будущей профессии и в быту: оно не позволит попасть в руки мошенников, поверить недобросовестной рекламе, пропаганде, ложным теориям.

2. Путешествия.
Они тренируют навык работы в условиях неопределённости. Как найти площадь в незнакомом городе? Как договориться с местным жителем, если английский не очень хорошо знаете и вы, и он? Почему на этой улице так странно пронумерованы дома? Мозг обрабатывает колоссальный поток информации. А заодно осознаёт, что ни один человек в мире не похож на другого, и это шаг к мультикультурности, которую потребует от нас будущее.

В первые путешествия можно отправиться и до трёх лет. Но, чем более «сознателен» возраст, тем интереснее ставить задачи на поездку: «За чем отправляемся, что будем искать?» И не обязательно лететь за океан, порой достаточно пригорода или соседнего района. Главное, сфокусироваться на исследовательской стороне поездки.

3. Коллекционирование.
Для коллекции подойдёт что угодно: монетки, фантики, камни, семена деревьев, однотипные игрушки (разные машинки или котята). Главное, познакомить ребёнка с принципами систематизации и хранения образцов. Здесь развивается системное мышление. Важно понимать, что готовые однотипные «коллекции», которые прилагаются к «каждому номеру журнала» или «каждой шоколадке», не дадут нужного мозгу эффекта. Нейронные связи образуются, когда ребёнок сам выбирает предметы для сбора, прилагает некоторые усилия, чтобы раздобыть их и продумывает принципы их классификации.

4. Материаловедение level up.
Изучать свойства материалов мы начали до трёх лет. Теперь можно делать это более системно, давать более развёрнутые характеристики уже знакомым песку, крахмалу, манке. Пусть ребёнок ищет сходства и различия, испытывает на прочность, пластичность, сыпучесть, придумывает нестандартные способы применения. Во время такой работы развивается восприятие (тактильная чувствительность, слух, зрение, обоняние), растёт наблюдательность и стаями налетают новые детские вопросы. В комплексе всё это даёт гигантские скачки в развитии.
Теперь у вас в руках есть «каркас» программы развития ребёнка от 0 до как минимум 12 лет. Наращивайте на него занятия, упражнения и прочие активности, подходящие ребёнку по интересам и возрасту.

Напоследок выведем тезисы о том, как эти самые интересы и возраст учитывать, чтобы помочь человеку определиться с профессией к моменту, когда он дорастёт до системного профессионального обучения (вуз, техникум, курсы и т. п.)

1. Наблюдаем за талантами и способностями ребёнка и предлагаем «задания со звёздочкой» в тех занятиях, которыми он «горит».
Иногда склонности ребёнка так явны, что будет достаточно одних наблюдений. Иногда понадобятся тесты на профориентацию.

2. Обеспечиваем разнообразие кружков, студий, онлайн-курсов. Для возраста 6–10 лет нормальна ситуация, когда: «Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота!» — такие «метания» помогают ребёнку понять, к чему действительно лежит душа.

3. Знакомим с профессиями и их взаимосвязями. Ребёнку обычно рассказывают о профессиях, с которыми он встречается в жизни: «Вот врач, он лечит деток. Вот кассир, он отпускает товары в магазине». Либо с помощью книг и карточек знакомят со списком профессий, но не полностью раскрывают их суть. «Вот художник, он рисует», — и иллюстрация: дядя с кисточкой у мольберта. А попробуйте рассказать, зачем художник нужен в современном мире, какими инструментами (в том числе, цифровыми) он работает, в создании каких продуктов принимает участие.

4. Раскрываем возможности. Знакомы вам фразы: «Вот пойдёшь на учителя, всю жизнь будешь нищим!» или «Плохо учишься – дворником станешь!» Но думают ли любители этих фраз, в какой профессии может пригодиться педагогическое мастерство за пределами школы? Или как можно творчески раскрыться в сфере клининговых услуг? За каждым знанием и умением стоят возможности и наша задача – показать ребёнку, как их реализовать. А не прятать за негативными установками.

5. Принимаем факт, что дети не похожи на нас. Даже если вы юрист, и ваша мама, и бабушка. Даже если вы не смогли осилить пианино, но «уж сын-то точно должен». Рассказать о своём деле жизни или профессии из вашей детской мечты – чудесно! Заставлять жить вашу жизнь вместо его собственной – не надо, пожалуйста!

Авторы статьи: Надежда Аксёненко, Вера Кюлленен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Детская ЭкоЛаборатория в Минске // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru