Практикум по моделированию для любознательных мам

Моделирование – это не просто изготовление поделок, похожих на предметы из окружающего мира. Разница в том, что поделка – работа творческая, нередко помогает освоить новую рукодельную технологию, но имеет право не удовлетворять исследовательский интерес. Можем ведь мы расписать бумажную тарелочку, как душа пожелает, повесить на стену и просто любоваться?

А моделирование – это всегда про познание процессов и явлений. Когда мы с детьми лепим из пластилина вулкан с кислотно-содовым «зарядом» внутри – мы хотим посмотреть, как происходит извержение. Когда мастерим машинку с воздушным шариком вместо двигателя – изучаем принцип реактивного движения.

Зачем родителям старшего дошкольника или младшеклассника знать про моделирование?
  • Занятия с моделями помогают ответить на многие каверзные вопросы почемучек. Точнее, помогают почемучкам самим найти ответ. А знание, полученное по схеме «Сам заинтересовался – сам предположил – сам проверил – сам себе ответил» — наиболее прочное знание.

 

  • Модель предмета или процесса даёт наглядное представление об оригинале, но при этом, чтобы увидеть, как вулкан плюётся лавой, не нужно ехать в Мексику, а взглянуть на реактивный двигатель можно и без пропуска на космодром.

 

  • Модель – это упрощённое подобие объекта. Мы не копируем предмет исследования до мельчайшей детали, но делаем акцент на самых важных для нас частях предмета. Например, в опыте с реактивной машинкой достаточно обратить внимание на то, как резиновый шарик выталкивает воздух и машинка едет в направлении, противоположном воздушной струе. Порой это позволяет провести исследование прямо «на коленке», не отнимая много времени у занятой мамы и не оставляя любопытного малыша без внимания и ответа.

 

Как правильно моделировать?

Начнём вовсе не с вырезания или лепки. Кстати, рисунок-схема или таблица тоже считаются моделями. Но детям 5–10 лет интереснее работать с предметами-заместителями, которые можно осмотреть и ощупать.

 

  1. Обобщаем знания об изучаемом объекте. Например, ребёнок спросил: «А цветам нравится, что пчёлы берут у них нектар?», или «Почему цветы душистые и разноцветные?», или «Зачем пчёлам волосатое пузико?» Значит, исследуем, какая связь между насекомыми и цветами. Здесь проверьте, что ребёнок знает о размножении растений, объясните, зачем цветам пыльца. И прикиньте, какие предметы помогут изобразить перенос пыльцы насекомыми, т. е. насколько детальна будет наша модель.
  2. Конструируем и исследуем модель. Описание процесса будет ниже.
  3. Переносим знание с модели на оригинал: как блёстки зацепились за вату, так и пыльца цепляется за ворсинки на теле пчёл, попадает с цветка на цветок и происходит опыление.
  4. Проверяем полученное знание. Помогут нам видеоролики из интернета или наблюдение за пчёлами «в полях», если вы читаете это в тёплое время года.

 

Перейдём к практике. Модель опыления цветка насекомыми.
  1. Покажите ребёнку крупное изображение цветка и пчелы. Здорово, если под рукой у вас есть настоящий цветок и даже пчела (а вдруг вы держите дома коллекцию насекомых или нашли высохшую пчёлку на дачном подоконнике). Рассмотрите, как устроены тычинки. Под лупой приглядитесь к лапкам и туловищу пчёлы — они покрыты волосками. Как же связаны между собой эти волоски и пыльца?

2. Вместе изготовьте макет цветка. Лепестки – из картона, фетра, флиса – что дома найдёте. Сердцевина цветка – из чего-нибудь ворсистого: тот же фетр, флис или мягкая сторона липучки-велкро. И стебель: шпажка, палочка, ненужный карандаш. 3. «Посадите» макет цветка в комок пластилина или просто стакан, лишь бы стоял вертикально. Главное: на сердцевину насыпьте жёлтых блёсток или сухого пищевого красителя, это будет пыльца.4. Возьмите условную пчелу. В качестве неё может выступить любой ворсистый предмет: комочек ваты, кусочек меха, маленький моток пушистой шерсти. Для нас главное – наличие волосков, за которые будет цепляться пыльца.

5. Моделируйте процесс опыления: «Пчела прилетела на цветок, стала собирать с него вкусный нектар. Что в это время происходит с пыльцой? Верно, она цепляется за ворсинки на теле пчёлы. И на этих ворсинках попадает на другой такой же цветок».

На этом этапе моделирования вы можете остановиться либо пойти дальше. Предложите ребёнку подумать: если пёстрые, душистые цветы привлекают пчёл с пользой для себя, то кто поможет опылиться цветам неярким и неароматным? Таким, как серёжки деревьев? К тому же они цветут в тот сезон, когда насекомых ещё мало.

Этот процесс мы тоже смоделируем.
  1. Из ткани с полотняным переплетением (грубый лён, двунитка, канва для вышивания) вырежьте два квадрата. В центр квадратов насыпьте муку и перевяжите сверху ниткой. Получились мешочки — это будут серёжки с пыльцой.
  2. Готово. Трясём мешочки. Мука просыпается через их стенки. Но как же эта «пыльца» попадёт с одной серёжки на другую без участия насекомых? Берём бумажный веер. Один участник опыта трясёт мешочки, другой машет веером. «Пыльца» летит не вниз, а в сторону соседней «серёжки»—мешочка. А кто в природе будет этим «веером»? Конечно, ветер.

Метод моделирования – проверенный инструмент познания мира. По идее, он должен часто предлагаться детям для изучения курса по предмету «Человек и мир». Метод помогает ребёнку мыслить шире, учит рассуждать и последовательно излагать информацию. Но порой учителя не успевают применить его в классе, практическая работа остаётся на дом, а то и вообще упускается. Так возьмём же инициативу в свои руки!

_______________________________

Мы практикуем моделирование на занятиях в студии «Эколаборатория», в том числе и в курсе «Биология». Кстати, в этом курсе дети работают не только с моделями, но и с реальными природными объектами. Микропрепараты, часть из которых ребята готовят сами, растительные и энтомологические коллекции – у нас есть всё, что интересно юным биологам уже сейчас, но доступно будет только в старшей школе (если не в университете).

Узнайте о занятиях подробнее и запишитесь по телефону +375 (29) 652-41-33

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Детская ЭкоЛаборатория в Минске // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru