Откуда берутся ученые? Интервью с кандидатом физико-математических наук С.В. Пославским.

Все мы родом из детства. И даже серьезный доктор наук был когда-то маленьким почемучкой вроде тех, что приходят к нам в ЭкоЛабораторию. Но что же должно произойти, чтобы свойственная всем детям любознательность превратилась в серьезный интерес к науке? Пусть нам ответит на эти вопросы самый настоящий ученый! Встречайте — Станислав Владимирович Пославский, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института Физики Высоких Энергий (Протвино), а также научный сотрудник Института Биоорганической Химии им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова (Москва).  Он рассказал нам и про тех, кто помогает становиться учёными, и про настоящие уроки физики, а также дал ценный совет для тех, кто думает, что не любит учиться. И мы ему за это очень благодарны!

— Здравствуйте, Станислав Владимирович! Нашу ЭкоЛабораторию посещают любознательные дети, маленькие исследователи в возрасте от 4 до 12 лет. Скажите, а в каком возрасте у Вас появился интерес к науке?

— Ну что ж, должен сказать, что интерес к исследованию у меня появился с самого детства, лет с восьми. Началось все с увлечения логическими головоломками и математикой (я, например, старался перемножать в уме трехзначные числа на скорость). Еще я увлекался химией и пытался намешать все, что есть в доме химического, в ванной, чтобы получить что-нибудь интересное (родители не очень-то были довольны такими химическими опытами в ванной). Ну и я думаю, как и у всех моих сверстников, у меня был огромный интерес ко всяким механизмам, так что я их постоянно разбирал, а потом собирал, и это у меня получалось! Ну а потом, уже в школе я более серьезно стал интересоваться физикой и математикой — решал олимпиадные задачи, читал дополнительную литературу и все такое.

— Кто помогал Вам, поддерживая этот интерес? Кто из вашего окружения вдохновлял Вас?

— В самом раннем возрасте со мной занимался мой отец, собственно, он и давал мне всякие интересные математические задания. Ну а потом как-то сам увлекся, читая книги по физике и математике.

— А кто из известных ученых был для Вас примером истинно научной мысли?

Хм… Дайте подумать… Даже и не помню! В детстве я мало что знал про самих ученых и вообще не задумывался над тем, кто конкретно и как сделал открытие, сформулировал тот или иной физический принцип или математическую теорему. Ну а потом, когда я уже начал учиться в институте и неплохо так подразобрался в физике, а также узнал многое из истории физики, самым выдающимся умом для меня стал Альберт Эйнштейн, который внес колоссальный вклад практически во все разделы физики и фактически определил облик науки во всем XX веке.

— А Вы сами что разрабатываете или изучаете сейчас?

Я сейчас занимаюсь исследованиями того, как устроена природа в самых маленьких масштабах. Как это ни покажется странным, для исследования самых маленьких масштабов приходится строить самые огромные эксперименты. Сегодня самый главный и сложный эксперимент на планете — это Большой Адронный Коллайдер, который располагается на границе Франции и Швейцарии, недалеко от Женевы. Без преувеличения можно сказать, что Большой Адронный Коллайдер на сегодняшний день — это вершина человеческой мысли — самое сложное, что люди когда-либо создавали, сложнее даже, чем полет на Луну; тысячи самых умных людей планеты на протяжении десяти лет создавали эту грандиозную установку. Как все знают, все мы состоим из химических соединений — молекул, молекулы в свою очередь состоят из атомов, атомы из протонов и нейтронов, а протоны и нейтроны — из кварков. Так вот эти кварки, открытые в 60-х годах XX века, представляют из себя одни из мельчайших частиц мироздания. Всего таких частиц 17 — 6 кварков, 6 лептонов, 4 фундаментальных бозона и один гравитон. Я сейчас как раз занимаюсь исследованием того, как между собой взаимодействуют кварки, и в этом мне помогают экспериментальные результаты, полученные на Большом Адронном Коллайдере, где я часто бываю.

— А были ли в Вашем детстве какие-то забавные случаи, связанные с экспериментальной деятельностью?

Ох.. Даже и не припомню…

— А как Вы считаете, каким образом в школе должны проходить уроки физики, чтобы детям было интересно их посещать и материал лучше усваивался? Чего не хватает современной школе для поддержания этого интереса?

Современной школе не хватает хороших учителей. Чтобы на уроках физики было интересно, главное что надо — это чтобы учитель с интересом все объяснял, а для этого он должен сам очень хорошо разбираться хотя бы в школьной физике. Таких учителей очень очень мало.

— И напоследок: что Вы, как настоящий ученый, пожелаете нашим ребятам из ЭкоЛаборатории, ведь возможно, кого-то из них тоже ждет научное будущее?

Я лучше дам совет. Если тебе не интересно учить, например, математику, то это вовсе не означает, что сама математика является скучной и неинтересной наукой (в конце концов без математики человечество просто бы не выжило). Нужно постараться самостоятельно себя заинтересовать: взять другой учебник, поискать в интернете увлекательные материалы с математическим уклоном, самому попробовать поразмышлять о том, какие интересные закономерности в себе таят обычные числа. С гарантией сто процентов я вас уверяю, что, проделав эти нехитрые маневры, вы откроете для себя просто невероятно увлекательную науку, которая мало того, что необходима в жизни, так еще и потрясающе интересна! То же самое можно сказать и про физику, и про химию, и про биологию, и про историю, и про другие науки. Именно этот принцип — самостоятельно искать в каждом деле интересное и стараться глубоко это изучить — и привел меня к тому, что я стал ученым.

Беседовала Вера Кюлленен

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Детская ЭкоЛаборатория в Минске // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru