Отчёт о первой смене нашего научного лагеря’2019

Для начала – статистика: 100% детей, которые были на первой, биологической смене  лагеря, захотели остаться и на вторую. И мы рады, что впереди ещё пять дней общения с ребятами, которым чуть-чуть приоткрылись тайны живой природы. Приоткрылись ровно настолько, чтобы захотелось изучить больше. И настолько, чтобы пришло понимание, как же эта природа сильна и хрупка одновременно и какими бережными по отношению к ней стоит нам быть.

Что же за откровения принесла нам первая смена?

День 1

Всё началось с воды. Вот всё на свете: и жизнь на земле и наше путешествие в науку об этой самой жизни. Самая близкая к нам вода — это родные реки и озёра. О них-то и был первый разговор. Перечислить их все поимённо, отметить на карте, вспомнить, какую реку доводилось видеть своими глазами – значить, получить еще больше поводов для самостоятельного изучения вопроса в дальнейшем.

Для заметок и зарисовок каждый маленький исследователь получил вот такой скетчбук. Чем ещё мы наполнили эти странички, расскажем позже.

Одних карт нам мало! Вооружившись сачками и контейнерами для сбора образцов, отправились мы в экспедицию. Дорога не была длинной – нас ждал пруд возле биофака БГУ. Но если путь недалёк, это не значит, что в конце его – мало интересного. На пруду плескались лягушки, прятались в ил скорпионы и пиявки, суетились  водяные жучки. Не напугать настоящих учёных скорпионами! Их мы аккуратно, прямо с илом пересаживали в контейнер. Бережно подхватывали сачками зеленых лягух, жуков-плавунцов. Все они пойдут к нам в гости. Ненадолго. Мы всего лишь рассмотрим их повнимательнее, зарисуем в свои блокноты и выпустим обратно в пруд. Пусть они не расскажут друг другу ничего плохого о нескольких часах жизни в нашем аквариуме.

Другим важным делом первого дня стал сбор растений для гербариев. За ними тоже далеко ходить не надо было – газонов вокруг здания, где базируется лагерь, достаточно. Клевер, конский щавель, мышиный горошек и даже папоротники встретились нам. Сегодня им предстояло подсохнуть. А уже завтра – превратиться в гербарии.

День 2

Сегодня – экскурсия в музей биофака БГУ. Посещать его – это добрая и важная традиция каждого нашего летнего «биологического» потока. Здесь можно чинно пройтись между стеллажами, чуть замереть от неожиданной близости с каким-нибудь живым существом – так  и кажется, что оно вправду живое, не макет, не чучело. Но разве дал бы так близко рассмотреть себя вон тот чуткий  орёл или эта настороженная лисичка? Вряд ли.  Хорошо, что есть на свете музеи!

Наведались мы и в оранжерею. Здешние «живые существа» и  не намеревались убегать. Кожистые изумрудные листья с красными и белыми полосами, стрельчатые побеги, сочные шершавые стебельки – растения со всех концов света встретили нас приветливо. Спешить им было некуда, разве что к свету тянуться.

Следующий маршрут мы проложили в дубраву. Здесь  нет ни орлов, ни лис. Зато есть птицы, улитки и множество кузнечиков. Будем наблюдать за ними в естественных условиях. Зарисовать можно прямо здесь или уже в студии, по памяти.

День  3

А тем временем высохли наши родные цветы и травы, которые мы собирали в понедельник. Можно разместить их на страничках скетчбуков. Кстати, блокноты уже обрели эдакую свойскую, рабочую помятость, от них веет ветерком странствий ( пусть и не дальних). При встрече листков бумажных с листьями растительными произошло неожиданное: наши материалы словно сами по себе стали складываться в композиции. Еще несколько капель краски сверху и готово! Это – творческое оформление гербария. В пятницу будем делать уже «по науке».

День 4

Сегодня будем уменьшаться. И вооружаться. Точнее, вооружать свои глаза. Вы догадались, что тема четвертого дня – микромир. Мы знакомились с разными моделями микроскопов, рассматривали готовые препараты.

Но готовых оказалось мало, поэтому в наших руках – чашки Петри с питательной средой. Будем выращивать в них «посев» — с рук, стола, клавиатуры ноутбука. Проверим, где же живет самая большая компания крошечных обитателей Земли. И не забудем вымыть руки. Вообще, опыты с чашкой Петри и собственными руками очень хорошо  мотивируют к личной гигиене.

День 5

Зарисовки второго дня пригодились нам сегодня при знакомстве с энтомологической коллекцией. Мы сравнивали собственные рисунки и засушенные экземпляры, дополняли упущенными деталями.

А поскольку мы теперь умеем работать с микроскопами, то и устройство лапок, усиков и крылышек смогли рассмотреть подробнее.

В этот же день мы успели сделать еще один  гербарий, по всем ботаническим правилам.

И ещё один, сувенирный: отпечатки растений на солёном тесте – тоже хороший способ сохранить память о наших ботанических встречах.

Вот и закончилась первая смена. Это была неделя открытий, которые совершал каждый участник: как дети, так и педагоги.  Но у нас нет повода грустить! Впереди вторая смена и десятки новых поводов встретиться с живой природой.

______________

Следите за нашими новостями в соцсетях и вы будете в курсе всех событий второй смены.

ВКонтакте 

Facebook

Instagram

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Детская ЭкоЛаборатория в Минске // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru