Основательница Эколаборатории Надя Аксёненко в проекте prowomen

Когда затеваешь собственное дело, всегда интересно: а как там другим удается? Особенно тем «другим», которые похожи на тебя. Как они успевают управлять своим проектом и растить грудничка или двух/трех/много-много детей? Долго ли они продумывали бизнес-план перед запуском своего дела? И кто их по головушке гладит, когда кажется, что «все кругом набирают обороты, а я ползу ,как улитка»?

Так вот, милые – мы с вами! Мы – это команда «Эколаборатории», которая всегда «держит кулачки» за тех мам, которые сами хотят развиваться, проект свой поднимать и детей учить тому, что пригодится в будущей стремительной жизни. В интервью сообществу prowomen.by делится опытом основательница нашей детской научной студии Надежда Аксёненко.

Проведите несколько часов с детьми младшего возраста, и вы получите миллион вопросов: «Почему вода мокрая? Как самолет держится в воздухе?» Дети не боятся задавать вопросы, ведь так они изучают мир. И, если не заинтересовать ребенка наукой в ранние годы, то можно упустить лучшее время для обучения. Сегодня беседуем с Надеждой Аксененко, которая создала детскую научную студию «Эколаборатория», где с помощью простых экспериментов помогает ребятам понять законы окружающего мира, явления природы, знакомит с наукой, учит логически мыслить.

Надежда, как появилась идея заниматься наукой с детьми?

Я работала в детском развивающем центре и однажды, зайдя к директору, увидела на столе книгу научных экспериментов и опытов. Взяла почитать, увлеклась и предложила сделать курс для малышей 3-4 лет. Первые полгода было сложно, иногда мне казалось, что я говорю сама с собой. Но потом стали подходить родители, которые рассказывали, как дети объясняют им дома те или иные явления, какие умозаключения они делают. И я поняла, что все не напрасно, мой курс и методика работают.
По образованию ты — педагог-психолог, откуда такие хорошие знания естественных наук?

Я училась в химико-биологическом классе, готовилась к поступлению в медицинский университет, но в 11 классе поняла, что медицина — не мое. Тогда преподаватель по биологии подсказала, что в ВГУ имени П.М. Машерова будет проходить олимпиада по биологии, победителя зачислят в университет без экзаменов. Я заняла первое место и уже в мае стала студенткой.

Почему выбрала педагогическую психологию, а не биологический факультет?

Поддалась влиянию близкого окружения, родителей. Все в один голос говорили, что работать биологом в школе скучно, а экологи — нищие. Но от своей сути не уйдешь: моя любовь к естественным наукам все же реализовалась.

 

Как решилась уйти из найма и стать индивидуальным предпринимателем?

После рождения ребенка поняла, что мое время стоит дороже. Доехать до работы, провести занятия, оплатить няню — расходы превышали доходы. Я стала думать, как заработать. Тогда и пришла идея написать программу для школьников. Вначале я оформилась как репетитор и арендовала по выходным помещение во Дворце культуры ветеранов. Занималась с детьми химией и физикой, год отрабатывала, корректировала программу. Когда поняла, что готова развивать проект дальше, зарегистрировала ИП и стала проводить занятия в школах.

Ты арендуешь классы в нескольких школах, не проще было бы снять одно помещение в центре города?

Во-первых, почасовая аренда дешевле. Во-вторых, современные дети и родители очень заняты. Когда речь заходит о том, чтобы отвезти ребенка после школы на кружок, не все могут это сделать, так как до вечера на работе, а после — нет сил и времени. А так школьники остаются в продленке и могут посещать дополнительные занятия — это удобно. Стараюсь делать подряд три группы, потому что тратить время на дорогу, когда надо провести одно занятие, нецелесообразно.

Есть ли нюансы работы со школами, о которых стоит знать будущим арендаторам?

Договора аренды обычно заключают в мае-июне. Документы месяц могут “ходить” по инстанциям, поэтому в сентябре уже поздно обращаться в школы. Чтобы открыть курсы к началу учебного года, надо заранее успеть договориться с директорами и подать все документы.

Как ты выбираешь школы, в которых собираешься проводить занятия?

Я стараюсь арендовать помещения в больших школах, где много первых классов, так как это повышает шансы набрать необходимое количество учеников. Рисовать многие любят, а вот занятия химией, биологией не всем интересны. Выбираю школы, где директора заинтересованы в моем курсе: тогда легче и с родителями работать, можно рассказать о студии на собраниях в классах — это бесплатная реклама.

Детская научная студия «Эколаборатория». Приставка «эко» в названии — рекламный ход или занятия включают экологическую составляющую? 

Когда появилось название студии, тема экологии еще не была такой модной и на слуху. В «Эколаборатории» я изначально планировала заниматься биологией, выращивать вместе с детьми растения. Полгода мы только этим и занимались. Потом добавилась химия и наука о земле. На каждом занятии есть элементы, связанные с экологией. Говорим, например, про отходы, вредные выбросы в атмосферу, учимся читать этикетки, выбирать продукты без вредных веществ в составе.

Сложно было найти талантливых педагогов для студии?

Нелегко. На собеседовании я могу попросить рассказать часть занятия или смоделировать сложную ситуацию, которая может возникнуть во время урока, и поинтересоваться, как педагог поведет себя. Иногда из 15 претендентов на место оставался один человек, а когда-то и никого. Но мне удалось собрать команду творческих, интересных педагогов, которые любят детей и науку. В основном это физики, химики, биологи. Есть инженеры, у них немного другой взгляд и они часто привносят в программу новые идеи.

Помимо педагогов, кто еще в твоей команде?

Администратор, дизайнер, smm-специалист, администратор сайта, планирую взять менеджера по рекламе.

Как формируется стоимость обучения?

Я отслеживаю среднерыночную стоимость. Учитываю аренду помещений, налоги, затраты на материалы и зарплату сотрудникам. Занятия никогда не были дешевыми. У нас действует система льгот для многодетных семей, детей с инвалидностью, сирот. Если родители записывают в студию сразу двоих детей, получают скидку. Бывает, что финансовое положение семьи меняется и посещать занятия становится сложно. Если это постоянный клиент, то в индивидуальном порядке стараемся решить вопрос. Для меня студия — это не только бизнес, но и отношения.

Одно из направлений студии — путешествия с посещением научных музеев. Берешь ли ты в поездки детей, которые не занимаются в «Эколаборатории»?

Совместные путешествия — некоммерческий проект, это возможность посмотреть интересные места, посетить музеи за меньшую стоимость, так как билеты, проезд, гостиница на группу обходятся дешевле. Стараемся ездить семьями, ведь это сплачивает детей и родителей. Если школьники едут без родителей, то берем только тех, с кем работали, кого знаем — это ответственность, а предугадать поведение незнакомого ребенка вдали от семьи сложно. В «Эколаборатории» есть еще одно интересное направление — летний научный городской лагерь. Прошлым летом мы провели 6 разноплановых смен: инженерную, космическую, геологическую, химическую и две биологические. В этом году было только две биологические смены. Дети остались в восторге от полного погружения в науку. Думаю, во время школьных каникул продолжим работать в данном направлении.

Есть ли у тебя бизнес-план, которому следуешь?
Я открывала студию без стартового капитала и без бизнес-плана. Было просто, так как не оценивала возможных рисков, многого не знала и поэтому не боялась. Сейчас, конечно, считаю все расходы и понимаю, что, имея бизнес-план, допустила бы меньше ошибок. Раньше было так: остались деньги — значит, это мои отпускные. А потом наступал июль, время платить налоги. И, чтобы открыться к сентябрю, требовались деньги на закупку материалов, а средств не было, так как летом мы не работаем. Случались и штрафы в ФСЗН, которые платила из-за незнания сроков подачи необходимых документов.
Конкуренцию со стороны других детских студий ощущаешь? 
Нет. Мало кто занимается химией, это сложно. Клиенты всегда были и будут, ведь я не работаю формально. Моя студия — это то, чем я живу.
Какие каналы рекламы работают лучше всего?
Встречи на родительских собраниях. Периодически участвую в фестивалях с мастер-классами, но только тех, где не надо платить за участие и где есть моя целевая аудитория. В Instagram практически ничего не выкладываем, но в ближайшее время начнем, так как в планах — расширить деятельность и снять отдельное помещение для студии.

Какой самый главный риск в твоем бизнесе?

Не набрать группу, когда помещение уже арендовано. Болезнь, уход педагога, когда некем его заменить и приходится отменять занятия.
Проводишь ли ты сейчас сама занятия в студии?

Я занимаюсь стратегией, поиском помещений, рекламой, набором групп. Очень скучаю по преподаванию, детям. Иногда провожу для клиентов разовые мастер-классы на праздниках, днях рождения.

Перспективный ли это бизнес?

Это ответственный бизнес. Дети в группе могут повести себя как угодно: надо уметь контролировать ситуацию. Принесет ли подобный бизнес прибыль? Только если это интересный и уникальный продукт. Скопировать чужое — сегодня не в тренде, лучше не пытаться.

Ты в декрете со вторым ребенком, как успеваешь вести бизнес и уделять время семье?

Люблю встречи в формате «коуч с подружкой». У меня есть подруга, с которой мы каждую неделю встречаемся и рассказываем друг другу по полчаса каждая про свои успехи и неудачи за неделю. Потом ставим цели на следующие семь дней. Благодаря этим встречам иногда «сворачиваются горы», к которым не знала, как и подступиться.

Оригинал публикации — здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Детская ЭкоЛаборатория в Минске // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru