Опыт «Жидкость в невесомости»

Если ваши дети ходят в «Эколабораторию» и проводят опыты на наших занятиях, то, скорее всего, они захотят экспериментировать и дома. Поэтому сегодня мы покажем простой и приятный глазу опыт, который , к тому же, увлечет группу разновозрастных детей (например, 4 и 9 лет). Потому что старшим интересно, как «работает» невесомость. А младшим просто нравится переливать и смешивать разноцветные жидкости. И все ребята не прочь сыграть в «полёт в космос».

Для того, чтобы смоделировать невесомость, нам понадобится:
  • Высокий прозрачный стеклянный стакан, банка или вазочка;
  • Растительное масло;
  • Вода;
  • Спирт;
  • Пищевой краситель;
  • Ложка.

Нет, смешивать сразу мы не начнём. Давайте сперва представим, что мы – космонавты и собираемся в полёт. Вот мы идем к ракете, твердо ступаем по Земле. А всё потому, что на нашей планете работает сила притяжения. «Три-два-один, пуск!» — ракета взлетает и вот мы в космическом пространстве. Здесь нас отрывает от пола и поднимает вверх невесомость (изображаем, будто мы парим в пространстве космической станции). Из-за неё космонавтам приходится есть суп и пить компот из специальных тюбиков с космической едой. Если бы здесь кто-то попытался попить компот из кружки, то вся жидкость превратилась бы в маленькие шарики и разлетелась по помещению. А всё потому, что форму шара воде принять проще всего. Даже на Земле поверхностное натяжение стягивает капельку воды к этой форме. Но здесь капелька будет шарообразной только во время полёта. А в космосе на неё не действует сила притяжения (так же, как и на другие предметы), Потому-то и висит капелька в пространстве, не падает никуда и не теряет той формы, на поддержание которой нужно меньше всего энергии  и силы.

Кстати, посмотреть, как выглядит такой шарик мы можем прямо сейчас. Конечно, убрать силу притяжения мы не сможем. Зато можем смоделировать условия, в которых жидкость захочет превратиться в шарик. В этом нам помогут вещества с разными плотностями. Плотность – это расстояние между молекулами жидкости. Когда она большая, молекулы стоят близко-близко друг к другу. Если маленькая, то далеко друг от друга. У нас есть три жидкости.

  1. Вот вода. Здесь у нее самая большая плотность, молекулы прижались друг к другу вот так (собираемся с детьми в тесную кучку). Поэтому вода будет самой тяжелой и опустится на дно стакана.
  2. Вот масло. Его плотность поменьше (встаем в круг друг рядом с другом, берёмся за руки). Оно будет плавать над водой.
  3. Вот спирт. Его плотность самая маленькая (круг расходится так, что все экспериментаторы оказываются на расстоянии вытянутой руки друг от друга).Он будет плавать на самом верху.

Вы думаете, все жидкости нальются в стакан слоями? Давайте проверим. Нальём половину стакана воды.

Теперь ложку-две масла. Пока мы видим слои.

А теперь по краешку стакана аккуратно спустим струйку спирта, так, чтобы он не перемешался с водой. Посмотрите, оказавшись между водой и спиртом, масло превращается в шарик!

___________________________

Этот опыт можно повторить, предварительно подкрасив воду пищевым красителем. Тогда вы сначала чётко увидите границу между водой и спиртом, на которой плавает пузырик масла. А потом – процесс  проникновения молекул одного вещества между молекулами другого(здесь вы в общих чертах можете рассказать старшим детям и про диффузию).

И напоследок вы можете удостовериться, что  масляный шарик не растворится в других жидкостях, даже если его хорошенько размешать (что мы и делаем). Он просто разобьётся на много мелких шариков. Каждый из которых, сохраняя форму, будет плавать в своей жидкой «невесомости».

Следите за нашими новостями и не пропустите расписание на новый учебный год. Экспериментов  на занятиях будет ещё больше!

ВКонтакте 

Facebook

Instagram

Записаться на курс по химии и физике или задать вопрос можно по телефону +375 (29) 652-41-33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Детская ЭкоЛаборатория в Минске // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru