Наша самая любимая планета. Пять дней геологической смены.

Давным-давно, когда нашу планету населяли тяжелые шершавые динозавры, никто из них и представить не мог, что летом 2018 года несколько детей и педагогов соберутся вместе и устроят  путешествие на машине времени в тот мир, где земля еще сотрясалась от шагов огромных рептилий. И уж точно ни один динозавр не догадался бы, что эти храбрые ребята пойдут еще дальше: нырнут в древние моря и даже осмелятся заглянуть на Землю в самом начале ее существования.

 

Именно с рассказа о рождении планеты началась геологическая смена нашего научного лагеря. Земля наша – круглая, это факт. Но при этом похожа она не на колобок, который испекся в космической печи, а, скорее, на слоеный пирожок. Притом пирожок вполне свежий – за какие-то 4 с половинкой миллиарда лет даже не успела остыть его начинка. И то тут, то там она выходит на поверхность нашего пирожка. Как и почему это происходит, мы изучили на моделях. Вы уже догадались, что мы делали вулканы, причем действующие.

Из наших подводных вулканов вырывались разноцветные (для наглядности) потоки лавы прямо в толщу воды испытательного аквариума. А подобия тех вулканов, что образуются на земле, мы смастерили из папье-маше. Им предстоит великое извержение…но об этом – позже.

 

А пока – вперед, в земные недра, где спрятаны сказочные сокровища. Некоторыми из них можно украсить трон короля или ожерелье королевы. А некоторые ценны и без оправы, ведь каждый из них – ключик к очередной маленькой или большой тайне рождения нашего мира. Ну а поскольку мы не только наблюдаем, но и творим сами, то и мы взялись растить сокровища-кристаллы из разных веществ. Изучили кристаллическую решетку, подготовили реактивы и – вперед! Опыты с выращиванием кристаллов не дают быстрого результата, они впечатляют постепенно. Впрочем, каждый камешек под ногами появился не за один день.

 

Когда эти самые камешки становятся главными объектами изучения, то  с каждой прогулки мы уносим не только впечатления, но и образцы пород, и знания, необходимые геологу в экспедиции. Приходится учиться определять стороны света, ориентироваться на местности.

 

В один из дней смены произошло то, чего все дети ждали с трепетом. Спорим, ваш пяти-семилетка тоже не отказался бы от целого дня в компании динозавров?!

Мы не просто слушали историю их жизни на Земле. Мы раскапывали окаменелости триасового и юрского периодов в вечных льдах.

 

Отпечатывали слепки гигантских когтистых лап и гребнистых спин.

И наконец, мы вообразили себе, каким мог быть финал эпохи динозавров. Вот когда пригодились наши вулканы из папье-маше. Они стали действующими, лава лилась из них потоками. Мы и не думали, что сможем стать свидетелями (и реконструкторами) этого печального, масштабного и неизбежного события.

 

Другой тематический день смены был захватывающим и немного жутким. Вы когда-нибудь заглядывали в темную холодную пещеру? Страшновато…Но мы не могли пройти мимо. Чтобы познакомиться с родной планетой получше, пришлось освоить даже спелеологию. Зачем люди идут в пещеры? Как сделать такой поход безопасным? Какими пещеры бывают? Всему этому был посвящен наш тематический «День из жизни спелеолога». Атмосферу пещеры мы создали понарошку, устроив в классе затемнение. Но через какие-то минуты с начала игры уже верилось, что мы опустились в земные глубины на самом деле.

А как же работают настоящие взрослые геологи, вулканологи и прочие землеведы? Те, кто имеет ученую степень, кто написал сотни книг и побывал не в одной экспедиции? Об этом нам рассказали в геологическом музее географического факультета БГУ.

Это музей-друг детей, потому что экспонаты там можно трогать руками.

Зуб мамонта, аммониты, каменные «бутоны» — жеоды и другие ценности, о которых сама Хозяйка Медной горы, наверное, не знает – все это мы подержали и осмотрели со всех сторон.

Эта экскурсия придала обстоятельности нашим собственным исследованиям минералов. Мы были не просто детьми, которые складывают камешки в кармашки. Со всей научностью подхода мы изучали структуру, прочность и химический состав найденных образцов, оформляли их в коллекции.

Впрочем, любая – даже самая научная – коллекция тоже когда-то начиналась с пары кусочков щебня в кармане…

Не успели записать ребенка ни на одну смену нашего лагеря? Не огорчайтесь, нам так понравилось, что мы непременно повторим! И обязательно будем проводить мастер-классы по изготовлению научных эко-поделок.

Следите за новостями Эколаборатории в соцсетях

ВКонтакте 

Facebook

Instagram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Детская ЭкоЛаборатория в Минске // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru