Как школьный психолог придумала детскую эколабораторию, и что из этого получилось

В Эколаборатории гостила корреспондент газеты «Рэспублика» Елена Козловская. Она побеседовала с руководительницей нашей студии, поделилась впечатлениями в статье и поймала в кадр детский научный азарт. Оригинал публикации смотрите на сайте издания.

Можно ли шестилетнего ребенка заинтересовать наукой, когда, казалось бы, все дети только и тянутся к гаджетам, благодаря которым и думать-то особо не надо: ввел запрос — и ответ готов через секунду. Тем более сложно поверить в то, что собственный бизнес в области детского досуга и развития может принести прибыль. Шесть лет назад столичный психолог Надежда Аксененко оставила работу педагога по найму и открыла детскую эколабораторию. Без стартового капитала, с нуля. Этакий клуб юных ученых — любителей химии, физики, биологии и астрономии. Что из этого получилось — узнавала корреспондент «Р».

Предпринимательница Надежда АКСЕНЕНКО.

Химический эффект

Почему вдруг психолог занялась обучением детей естественным наукам? Оказывается, Надежда училась в школе в химико-биологическом классе. И ее, победительницу профильной олимпиады, без экзаменов взяли в Витебский госуниверситет. Но стать экологом, как мечтала, не вышло. Поддавшись уговорам родителей, считавшим, что экология — удел неудачников, решила получить диплом психолога. Но во время работы в детских учреждениях ей часто доводилось отвечать на извечные вопросы: почему растения зеленые, радуга — цветная, а на лужах появляются пузыри от дождя? Здесь и пригодились знания биологии, физики, химии и астрономии, а вскоре созрела идея помочь детям самим находить ответы на свои вопросы путем экспериментов.

Чтобы увидеть занятия юных исследователей, иду в школу № 204, где предпринимательница снимает помещение на условиях почасовой оплаты. Постоянная аренда, как она признается, пока слишком дорогое удовольствие. В том, что кабинет находится именно в школе, резон не только экономический. Удобно родителям и детям: вместо того, чтобы возить куда-то 6—7-летнего ребенка в кружок, проще оставить его на пару часов после уроков.

Химические опыты — самая зрелищная часть программы.

…С десяток юных ученых, облаченных в яркие синие переднички с логотипом студии, уже на месте. Кто-то нетерпеливо стучит стаканчиками и колбочками по партам и порывается обнюхать подготовленные реактивы и проверить их консистенцию пальчиками. Сама Надежда занятия уже не ведет, но сегодня исключение из правил. Шестилетки, оказывается, понимают, что такое кислота, щелочь и индикатор. Они бесстрашно смешивают соду с уксусом, радуются громкому шипению и пузырькам, восторженно наблюдают, как раздуваются шары от реакции газообразования в бутылке или жидкость вдруг меняет цвет…

Свою авторскую обучающую программу по занимательной химии Надежда создала, когда еще работала в детском развивающем центре с трех- и четырехлетними малышами.

— Все дети от природы исследователи, но возможность реально похимичить, провести наглядный опыт у них появляется, только когда начинаются школьные уроки химии, а это в 7—8-м классе. В переходном возрасте, увы, многочисленные «почему» уже не актуальны, у многих снижается интерес к учебе, происходит гормональная перестройка, — говорит предпринимательница. — Если 14-летний школьник взрывает во дворе петарды, пугая прохожих, значит, он вовремя не реализовал свою тягу юного химика.

Мамы юных ученых приходят к Надежде с такими словами: «Ну вот, он уже дома смешал все что есть: и шампуни со стиральным порошком и молоком, и соду с уксусом, так пусть химичит у вас под присмотром». Однако химические опыты — это эффектное начало большой программы, которая включает изучение растений, насекомых, небесных светил и законов физики.

— Современные дети с каждым годом все раньше погружаются в мир интернета и мобильные игры, — констатирует Надежда. — Переключить их в «реал» все сложнее, нужны очень яркие краски, спецэффекты, шоу и громкие звуки. И чем больше всего этого, тем меньше они слышат звуки природы, видят красоту в повседневности — в изящном рисунке на кленовом листочке, в нежной трели птиц. Поэтому в нашей студии есть не только зрелищные реакции, но и много наблюдений, гипотез и обсуждений. Высаживали, например, растения в разную воду — из-под крана, дождевую и из лужи, чтобы узнать, в какой растет лучше и почему.

Логика творческого дела

Открывая свое дело, Надежда Аксененко не составляла бизнес-план. Но поскольку риск не ее стихия, чтобы не «прогореть», реализовывала свою идею очень осторожно и поступательно. Вначале зарегистрировалась как репетитор и попробовала набрать одну группу юных эколюбителей: а будет ли вообще интересно другим то, что она предлагает? На объявление в интернете отозвались десятки родителей. Купила принадлежности для занятий, изучила санитарные нормы, приобрела простые, недорогие и безопасные для детей реактивы — соду, йод, зеленку, а также подходящую пластиковую посуду для опытов. Стеклянную использовать было нельзя из-за риска травм.

Первое время занимались с детьми в помещении Дворца культуры ветеранов. Малышам и их родителям нравилось. Видя отклик, Надежда увеличила набор в группы. А через пару лет групп уже было шесть, занятия проходили пять раз в неделю в нескольких школах города.

— Как правило, я находила поддержку среди директоров, которые сами были химиками-биологами по специальности, им нравилась моя программа, — говорит предпринимательница. — Методику преподавания я разработала сама, темы выстроены в логической последовательности и, как на обычном уроке, отражены в тетрадях, где дети рисуют свои опыты. Любому родителю легко проследить, что мы на очередном занятии делали.

Уроки для себя

Если по творческой составляющей бизнеса проблем не имелось, то по организационной части промахов, признается Надежда Аксененко, было немало. Особенно по ведению документации и отчетности.

 

— Когда ты работаешь одна, ты и администратор, и бухгалтер, и педагог, и рекламщик в одном флаконе, — говорит Надежда. — Вот и получалось, что обзвонить несколько десятков родителей, чтобы сообщить о переносе занятий или проконтролировать оплату, не всегда получалось. Но на первом этапе, когда я была оформлена репетитором, мои свекровь и свекор, бухгалтеры по специальности, очень помогали в нормативно-документальных вопросах. Не было проблем и с подачей декларации о доходах. Но все усложнилось с открытием ИП, когда у меня появились наемные работники — преподаватели и я оформила их официально — по трудовому договору на неопределенный срок.

Не обошлось и без штрафов. Один раз опоздала на несколько дней с подачей налоговой декларации — не успела отследить изменение законодательства по срокам. Пришла к выводу: как далекому от этих тонкостей человеку лучше доверить эту сферу специалисту и стала привлекать бухгалтера на договорных условиях.

Основные преимущества предпринимательства — возможность планировать свое время и регулировать нагрузку — ей сейчас очень важны. Развитие своего проекта пока притормозилось: у Надежды родился сынок, времени на бизнес стало меньше. Если раньше было шесть групп, то пока малыш подрастет, решила ограничиться двумя. После уплаты взносов в ФСЗН и налогов остается небольшой заработок, но он все равно вдвое больше того, с которым она уходила из школы при полной нагрузке.

— Эколаборатория, конечно, не нефтяная вышка, сверхприбыли не жди, — шутит предпринимательница. — Но это творчество, позволяющее реализовать себя и иметь определенный доход.

Пока сын подрастает, Надежда подумывает о воплощении новых идей — научных путешествиях за границу.

— Мы уже посещали музей Коперника, видели лазерные шоу. В этом году собираемся посетить музей человеческого тела. Это некоммерческая часть проекта, но поскольку родителей и детей это интересует, будем воплощать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Детская ЭкоЛаборатория в Минске // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru