Эксперимент с инопланетным десертом

99 процентов тех, кто читает эту статью, проводили эксперимент с гашением соды лимонной кислотой. И знают, что во время гашения выделяется газ, а потому жидкость пенится…постойте-ка, газ надувает пенные пузырьки, они лопаются, на их месте тут же образуются тут новые. А можно ли сделать так, чтобы пузырьки сохранялись подольше? Если вы не забыли школьный курс физики,  то вспомните про поверхностное натяжение жидкости: чем оно сильнее, тем крепче получится пузырь, который мы из этой жидкости выдуем. Жидкость, которая принимает участие в нашей реакции – это вода. Как нам усилить её поверхностное натяжение? Смешать с жидким мылом! Может, газ, который выделяется при гашении соды, надует нам большой мыльный пузырь? А может, много маленьких? Давайте мы проверим это опытным путём!

Для этого эксперимента нам понадобится:

 

  • 3 пустых стакана
  • 1 стакан с водой (у нас 300г воды)
  • Жидкое мыло или средство для мытья посуды.
  • Лимонная кислота (6 ч. л.).
  • Сода(6 ч. л.).
  • Любой пищевой краситель
  • Линейка (для замера высоты получаемой пены)
  • Чайная ложка

Что будем делать?
  1. Распределим соду и лимонную кислоту по трём стаканам. В каждый – по две ложечки того и другого.
  • Первый стакан будет контрольным, в нем мы запустим реакцию с помощью воды без мыльных примесей.
  • Во второй нальем воды, смешанной с мылом.
  • А в третий добавим сухого красителя. На качество пены это не повлияет, но выглядеть, вероятно, будет зрелищно.

 

 

  1. Каждый стакан надо установить в мисочку или сразу накрыть весь стол клеёнкой – вдруг пены будет очень много?
  2. Наливаем воду без мыла в первый стакан. Мы налили сто граммов воды. Пена взбунтовалась и поднялась на 3,5 см ото дна стакана.

4. Смешиваем остаток воды с парой ложек жидкого мыла. Сто граммов заливаем во второй стакан. Пена поднимается обильная и быстрая, доходит до краев емкости, переваливается через них, наполняет мисочку, выходит за ее края и лезет на стол. Пока в стакане идет реакция, количество пены продолжает увеличиваться и линейка нам уже ничем не может помочь.

5. Заливаем остаток воды в третий стакан, где сухая смесь приправлена красителем. Происходит то же, что в пункте 5, но пена вылезает зеленая и содержимое стакана напоминает диковинный инопланетный десерт. Главное – не пробовать!

6. Напоследок измеряем линейкой высоту столба жидкости в первом стакане, где закончилась реакция с участием чистой воды. Высота – 2,5 см ото дна стакана. Значит, высота пены была 1 см.

Вывод:

Мыльный пузырь не получился. Потому что при взаимодействии соды и лимонной кислоты образуются мелкие пузырьки, они-то и сливаются в пышную стойкую пену.

Однако, нас не оставляет мысль: как же сделать, чтобы газ, образующийся при нейтрализации кислоты, надул для нас большой пузырь? Мы обязательно расскажем вам, если сумеем  осуществить задуманное.

_____________________

Десятки других, еще более интересных экспериментов ждут ваших детей на занятиях по химии, физике, на наших мастер-классах и, конечно, на научных праздниках, которые можно заказать в день рождения или выпускной. Записаться на занятие, заказать праздник или задать вопрос вы можете по телефону +375 (29) 652-41-33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Детская ЭкоЛаборатория в Минске // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru